Беломор-Буги
Беломор-Буги
Архив / 2009

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БЕЛОМОР-БУГИ - 2009
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ


Архангельский фестиваль "Беломор-буги" именуется традиционным, и в 2009 году журнал "ИнРок" побывал на нём уже во второй раз, так что некая традиция действительно намечена. Среди прочих тенденций – стремление организатора этого мероприятия Александра Мезенцева держаться в равном удалении от всех рок-жанров.

Мезенцев спокойно смешивает в сет-листе коллективы из мира брутального металла, блюза, фолк-рока, "рокапопса"... Кроме того, фестиваль не гонится за участием раскрученных звезд и вообще не делает ставку на хедлайнеров (правда, в условиях концерта из десятка участников само понятие хедлайнерства бессмысленно; ничего, кроме урезанного сета и полупустого зала замыкающей команде просто не светит). При этом неуклонно развиваются связи с рок-провинцией: в списке участников можно увидеть музыкантов из Улан-Удэ, Петрозаводска или Барнаула не реже, чем из Москвы и Питера. "Беломор-буги" – событие совсем не стадионного масштаба, однако фестиваль сохраняет свою небольшую, но верную аудиторию.

***

В этом году "Беломор-буги" стартовал, что символично, с выступления его бессменных участников, гитарного трио Blind Vandal из Архангельска. Ветераны тяжелого фьюжна показали класс и задали хороший тон первому фестивальному дню. Вся суббота была отведена командам металлического толка, а во второй день, воскресенье, нашлось место и фолк-року, и блюзу, и русскому року.

"Тяжелый день" оказался более посещаемым, но и более предсказуемым, скучным. Его программу продолжили дэт-металлисты Rigorism из Костромы. Добротное "мясо" с "компьютерными" клавишными. Следом – команда из Архангельска Avalanche Valley (в некоторых анонсах – просто Avalanche), канонический пауэр-метал, вдохновленный Hammerfall, с катастрофически плохим вокалом. Далее – их земляки "Фаренгейт", снова пауэр с примесью симфо-готики и шаблонными текстами.

Публика (особенно ее мужская половина) заметно оживилась, когда на сцене появилась вокалистка петрозаводской команды Spy-On Виолетта Харина – видная, затянутая в кожу барышня с хаером до пояса. Ожидания вполне сбылись. По общемировым меркам материал Spy-On нельзя назвать оригинальным – это синтез «поздненайтвишевского» мелодичного симфометала 2000-х, традиционного хэви и АОРа. Зато музыка складная, внутренне естественная, с неплохими мелодиями и достойным исполнением. "Живьем" чувствовался перевес "восьмидесятничества", у певицы - образ классической метал-леди из 80-х, хотя Виолетта вовсе не старается подражать вокальной манере Доро Пеш: ее сильный и чистый голос имеет классическую постановку. "Это мой первый концерт с группой!» – сообщила она. «Неужели?» – «Да-да. Меня сейчас все спрашивают: «А вы по-настоящему поете? А волосы у вас свои?»»

Московские модерн-прогстеры Nova Art – наши давние знакомцы, сценический дебют команды состоялся аж в 2003 году на фестивале "ИнПрог", и с тех пор Андрей Гришин и команда сделали, конечно, гигантский шаг вперед. От робких поисков своего лица в прог-метале они пришли к грамотному синтезу альтернативы и прогрессива, музыки и для ушей, и для мозгов, и для ног... Наконец-то уверенно звучит вокал Андрея, и новый альбом команды, записанный в немецкой студии под контролем самого Девона Грейвза из Psychotic Waltz, слушается вполне достойно и по общемировым стандартам. А совсем недавно в ряды Nova Art влился гитарист Алексей Скаворонский из прог-металлической команды E-Terra.

Успех Nova Art был более-менее предсказуем, а следующая команда должна была стать, по обещаниям организаторов, еще одной сенсацией благодаря "феерическому шоу", которое устраивает вокалист и лидер проекта Алекс Сигмер. Одетый во всё белое самородок из Смоленска выбежал на сцену в сопровождении гитариста, бас-гитаристки и... целого "фанерного оркестра". Ощущение некоей малобюджетной клоунады постепенно сменилось уважением – всё-таки Сигмер не лишен определенной сценической харизмы, вдобавок у него превосходный голос, вполне роковый, с красивым тембром, варьирующийся от гроула до фальцета. Интересная, композиционно продуманная музыка, любопытные тексты (преимущественно англоязычные) на космические темы. Похоже, Алекс помешан на астрономии: все его песни повествуют о различных планетах солнечной системы, спутниках, астероидах и даже "Комете Шумейкера-Леви, которая так любила Юпитер, что врезалась в него". Последняя же вещь сета была посвящена астероиду по имени Эрос, а что вытворял во время исполнения вокалист – догадайтесь сами. Потом выяснилось, что гитарист этого проекта Юрий Михайлов уже выступал год назад в Архангельске в составе смоленской пауэр-металлической группы Heads Or Tails. Тот концерт оказался для команды последним, а Юрий собрал сольный инструментальный состав, и небезуспешно – этим летом он играл в Москве на разогреве у Марти Фридмана.

Тем временем на сцене уже выступала вторая за вечер московская команда – Seagall, возглавляемая гитаристкой Еленой Сигаловой. Елена – участница группы Trinity, миниатюрная дама с дредами, в ее сопровождающем составе – басист, еще один гитарист и ударник. Во время их концерта единственный раз за день в зале был по-настоящему плохой звук, что очень мешало воспринимать виртуозный гитарный шред Елены. Зато многим запали в душу ее оранжевые косички...

Fantom – молодая амбициозная команда из Архангельска, любимцы местной публики, собравшие у сцены, кажется, максимум людей за вечер. Глэм-метал, русскоязычный, пока еще сыроватый, в традициях Motley Crue и Guns'n'Roses, с легкими рокапопс-заигрываниями. И наконец – хедлайнеры, пермские металлисты Vorongrai. Традиционный симфо-готик-метал в духе голландцев (Epica, Within Temptation, After Forever), с преобладанием жестких скоростных песен. Тут и "оперный" женский вокал, бластбитовые партии барабанщика, и гроул/скрим-вокал бас-гитариста... Кстати, оный бас-гитарист с бородой а-ля Марко Хиетала, как оказалось, играет в еще одной известной пермской команде – фолк-роковой "Ярос".

***

Второй день открывали северодвинцы "Дали" (ударение на последний слог). Команда, отмечавшая этим концертом свое десятилетие, сразу задала высокую планку качества. Солнечный ска-латино-рок с крепкой духовой секцией (тромбон, труба). Жаль, этот состав группы еще не зафиксирован на дисках, а предыдущий альбом команды "Навсегда" (2007) выдержан, скорее, в стилистике русского рока. Как рассказали потом музыканты, подготовка к концерту не обошлась без приключений – незадолго до мероприятия штатного саксофониста "Дали" забрали в армию (с ним всё в порядке, служит где-то под Петербургом в военном оркестре), а та духовая секция, которую мы слышали, – чистой воды эксперимент.

Следующие три команды с разным успехом представили молодую поморскую рок-сцену. Северодвинский "Пентакль", возглавляемый симпатичной поющей скрипачкой, выдал эдакий утяжеленный рокапопс с недурным в общем-то голосом и хорошим драйвом. Approaching Abyss из Архангельска (с барабанщиком в майке Death) – громкий панк/металл/альтернатива. Самой интересной из новичков оказалась команда Bad Day For Rabbit (тоже Архангельск), для которой это было вообще первое в истории выступление - чего совершенно не скажешь, слушая пение Татьяны Харитоновой. Резкий, крепкий, запоминающийся вокал - прекрасный голос для фанка и соула, хотя музыка команды – немудрящий гаражный рок, как и заявлено в анонсе. Отличная сценическая пластика, несомненная харизматичность... На сцене Татьяна играет роль эдакой стервозной дамочки, которая хлестко и без обиняков высказывает миру всё, что она о нём думает. После дебютантов на сцену вышла одна из самых известных архангельских групп – Moon Far Away, настоящие легенды "темной сцены"... Увы, выступление дарк-фолкеров оставило не больше эмоций, чем включенная где-то в квартале от сцены фонограмма. Виной тому очень странный саунд: видимо, звукорежиссеры так и не смогли достичь оптимального баланса между "живой" и фонограммной составляющими, и идущий в записи богатый набор народных инструментов, интересных эффектов и подпевок звучал совершенно жухло и невразумительно. Конечно, глупо требовать от такой команды сценического отжига, но ждешь всё-таки какого-то незримого контакта с публикой, даже волшебства. Не в этот раз...

Полной противоположностью стало выступление "Лаборатории Ветра". Начиная с этого момента появилось (и больше не исчезало) ощущение настоящего рок-фестиваля высочайшего уровня. Родом музыканты из Пермского края, маленького города Лысьвы, известного прежде всего своим заводом посуды и газовых плит, а теперь еще и "Лабораторией". Команда играет с 1991 года и выпустила аж 13 студийных альбомов. В ее арсенале как авторская музыка в духе бард- и фолк-рока, так и "кельтская" танцевальная программа, особо востребованная на фестивалях. В пении лидера группы Владимира Белобородова слышатся интонации Гребенщикова и Бутусова. В своем выступлении "Лаборатория" сделала акцент на русскоязычном "авторском фолке", немного напоминающем творчество казанцев "Медвежий угол" (разве только последние существенно младше). И лишь под конец лысьвенцы выдали несколько ирландских плясовых, под которые выбежал танцевать практически весь зал! Немного об инструментальной палитре: в составе группы баян, скрипка, гитара, бас, акустическая гитара/вокал. Сначала оторопь берет при взгляде на "электрического" гитариста: у него ампутирована кисть, но благодаря специальному креплению он держит медиатор и... вполне достойно играет свои партии. Вот вам очередная "повесть о настоящем человеке" - настоящем гитаристе из маленькой Лысьвы.

Барнаульская Terra Incognita – команда, уже снискавшая массу восторженных отзывов у коллег; их участие в "Беломор-буги" было для меня главной изюминкой фестиваля. Не смешно ли – отправляться в Архангельск, чтобы услышать группу из Барнаула? Еще смешнее – проехать с ними всю дорогу в одном вагоне и так и не узнать! В центре внимания в коллективе – скрипичный дуэт Ксении Прокопьевой и Анны Швецовой, чуть в стороне, за клавишными (фортепианного тембра) Юлия Попович, а ритм-секция мужская ("как и должно быть", по словам Ксении) – барабанщик Николай Коновалов (экс Murder Delirium, Amaddel) и басист Сергей Голубев. Музыка рождала вполне предсказуемые ассоциации с Apocalyptica (тоже струнные, но музыка у "Терры" исключительно авторская) и Therion времен "Theli" ("Да, этот диск мы очень любили в школе!"). Ну и с классическими скрипичными пьесками. Пожалуй, есть в творчестве Terra Incognita пока что-то схематичное, чересчур выверенное, но это касается студийного творчества – "живьем" же всё компенсирует самоотдача и запоминающийся образ прекрасных девушек, вихрем мечущихся по сцене и терзающих скрипичные струны...

После такой встряски нужно было немного отдохнуть, и очень кстати пришлись архангелогородцы "Форт-Нокс", опытные музыканты, играющие нечто в духе бит-ревайвала. Строгие костюмы, убранные в хвост хаеры в духе Фрэнсиса Росси из Status Quo, отличные многослойные "битловские" распевки и мелодии, посвященные любви к Старой Англии. Еще одна прекрасная команда из Архангельска, вполне достойная общероссийской известности.

А вот "Друзья брата жениха" из Челябинска, как и предполагали организаторы, стали главным открытием фестиваля. Команда высочайшего уровня и харизмы, которая вполне может стать сверхпопулярной и уже известна у себя в Челябинске. Их выступление вызвало яростные споры, обвинения в "ресторанщине", но лично я считаю, что творчество группы высокохудожественно и внутренне гармонично, а воплощаемый автором сценический образ хорош тем, что его можно воспринимать совершенно по-разному. Прежде всего, музыкальная составляющая – это первоклассный лощёный ритм-н-блюз английского толка; похожий играет сейчас, скажем, бэнд Криса Фарлоу. Но хорошего блюза на свете много, однако мало кто из его авторов ушел в своих темах от стандартных блюзовых клише, а уж тех, кто смог грамотно соединить блюз с текстами на русском языке, практически нет! Певцу Сергею Кротову удалось почти невозможное. Он отталкивается от образа "среднего человека", наивно-провинциального, по-зощенковски погрязшего в быту и озабоченного своими немудреными желаниями и трогательно-детскими мечтами. Пиджачок, тортик, на небе – тучка (вообще часты уменьшительные суффиксы). Каждая песня Кротова – маленькая история. Вот герой у часов ждет свидания, витает в облаках и... просыпается. Вот некий незаметный субъект открывает чемодан с деньгами – пусто, караул, обманули! Другой в мечтах спасает целый авиалайнер. А вот водитель ночного троллейбуса едет в депо, мечтает о чём-то, попадает в аварию... Герои Кротова и жалки и симпатичны одновременно. А часть песен и вообще поется от женского лица – и получается абсолютно естественно, безо всякой перверсии. И что немаловажно, тексты великолепны ритмически; идеальная фразировка; в пении нет привычной русскорочной размазанности. Этот обладатель обаятельного хрипловатого вокала, кажется, родился на той же планете, что и Федор Чистяков, и Фига из "Сказов Леса", и сам Пётр Мамонов.

После этого панк-рокеры из Вологды "Соседи" стали эдаким холодным душем. В том, правда, нет их вины. Нормальный жесткий панк... "Печенье "Юбилейное" придает нам силы!" – объявил со сцены вокалист. А сладкая доля завершить фестиваль выпала Meantraitors. Ветераны питерского рока, успев пожить в Германии и прихватив оттуда барабанщика, вернулись в Россию и теперь колесят с масштабным турне по городам и весям. Meantraitors считаются эталонами сайкобилли – мне же их музыка напомнила тяжелый рок-н-ролл в духе Motorhead, но со своеобразным крякающим вокалом. Мускулистый протатуированный торс и полный ласковой укоризны хулиганский взгляд вокалиста Стаса Богорада... Заряд ядрёного драйва под конец – что еще надо для хорошего завершения фестиваля?

***

А нас ждал, как и в прошлом году, джем-сейшн в "Колесе". Такого, как прежде, спонтанного джема не получилось, зато было два великолепных выступления: "Друзья брата жениха" и "Лаборатория Ветра" представили, кажется, почти не пересекавшийся с дневным концертом репертуар. Особенно хороши были последние, как следует вдарившие своей ирландской программой. В зале танцевали все, в том числе представители "ИнРока", "Фузза" и "Звуков.ру" – взявшись за руки в одном хороводе. На этой трогательной ноте можно и закончить репортаж...

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.


Благодарим Александра Мезенцева, Алису Корельскую и Владислава Белобокова за чудесный прием, Екатерину Борисову и Елену Новоселову за добрую компанию на фестивале.

← вернуться назад

 

Традиционный рок-фестиваль "Беломор-Буги".
Copyright © 2006 - 2016