Беломор-Буги
Беломор-Буги
Архив / 2008

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФЕСТИВАЛЬ "БЕЛОМОР-БУГИ":
ПЯТНАДЦАТЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ


8—9 ноября 2008 г.
Архангельск, клуб "М33"
"Беломор-Буги"


День первый: "Волынки и барабаны", Odri, Snacks & Pedals, Insectia, Heads or Tails, Extrovert, Flash, Blind Vandal, Ambehr, Gaina.
День второй: "Гродень", "Ягода гало", "Наследие вагантов", "ДХ", "Зловещие кузнецы", "Аборт мозга", "Дни Китая", "Сухой закон", Stellar, "Небо здесь".

Рок-фестиваль "Беломор-Буги" представлялся совсем иначе. Лето, Белое море, просторы суровой северной природы... Однако нет - и от Архангельска до моря далековато, и проходят концерты в ноябре, где-то на грани между поздней осенью и первым снегом зимы. Разумеется, в закрытом помещении.

Впрочем, свою долю впечатлений о городе, природе и архитектуре я получил, вдоволь нагулявшись по улицам Архангельска днем, до начала фестиваля. С радостью бы написал обо всём здесь, но тема журнала немного другая, поэтому ограничусь констатацией факта: Архангельск - город рокерский. И по настроению, по ощущениям от холодных стальных красот Северной Двины, и по сумме впечатлений от фестиваля. Интересно, как так получается, что в иных, населенных не меньше пунктах (около 400 тысяч жителей) не найти и одной мало-мальски пристойной рок-группы, а в Архангельске и городе-спутнике Северодвинске их изрядное количество? А фестиваль "Беломор-Буги" проводится уже в 15-й раз! Здесь стоит задуматься о роли личности в истории. Личность эта - Александр Мезенцев, бессменный организатор фестиваля, менеджер архангельского гитарного трио Blind Vandal и арт-директор рок-клуба "Колесо". Всё это перечисление регалий не лести ради, а просто для объяснения, какой вихрь созидательной рокерской активности всегда кружится вокруг этого человека. А жизнь порождает жизнь, поэтому и качественных местных "кадров" к каждому фестивалю - хоть отбавляй.

Правда, смысл фестиваля не только в поддержке местных дарований, ведь он недаром называется межрегиональным - Мезенцеву интереснее выискивать и привозить рокеров из провинции, чем из столиц. Поэтому ездить на "Беломор-Буги" полезно и для журналистов, и для избалованных европейскими фестивалями фэнов. Кто знает, где нас ждет следующее музыкальное потрясение?

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЭКСТРА-КЛАСС И ДИТЯ ВО ВРЕМЕНИ

Большую часть своей истории фестиваль "Беломор-Буги" проходил в различных советских ДК сидячего типа, но в последние годы перебазировался в развлекательный центр "М33". Приличного размера клуб при боулинг-центре, напоминающий московский "Апельсин". Местные секьюрити были продублированы охраной из городского байк-клуба. Мероприятие начиналось непривычно рано - в 15:00 (впрочем, город северный, темнеет тоже рано, а фэны приходят вовремя) и завершалось в 21:00 из-за неминуемой ночной дискотеки.

Открыл фестиваль как раз вовремя коллектив из Санкт-Петербурга "Волынки и барабаны". Его названием можно было бы и ограничиться - действительно, волынки, действительно, барабаны: шеренга мужчин в строгих пиджаках, галстуках и... килтах. Музыканты создали атмосферу средневековой ярмарки пронзительными волыночными мотивами и монотонным ритмом. Пожалуй, само по себе шоу коллектива не вызвало большой шумихи, но питерцы оказались просто идеальной командой для... заполнения пауз между другими выступлениями: артисты, к восторгу публики, выходили в зал, и их тут же обступали желающие поплясать и поглядеть вблизи на волынки и барабаны.

В паузах старались и двое ведущих телеканала "А1". Вскоре, узнав о присутствии представителя "ИнРока", они попросили у меня пару номеров для розыгрыша призов со сцены. Я доверчиво согласился, и скоро состоялся конкурс по надуванию презервативов (!) среди девушек (!!). Победительница получила в подарок майку с логотипом телеканала, а две проигравшие - да-да, журнал "ИнРок"! Признаться, я до сих пор не понял, было ли всё это очередным подтверждением высокоинтеллектуального статуса журнала или чем-то еще...

Второй командой была Odri из Северодвинска - как гордо заявлено, средний возраст ее участников составлял шестнадцать лет, и перфоманс они устроили, прямо скажем, соответствующий. По смутным воспоминаниям - готик-метал. Далее - Snacks & Pedals из Архангельска, панк-рок довольно детского уровня, и Insectia из райцентра Онега - добротный дум-дэт, напоминающий Paradise Lost времен "Draconian Times".

Пауэр-металлисты Heads Or Tails из Смоленска забыли захватить с собой барабанщика (какие-то неразрешимые проблемы, возникшие непосредственно перед концертом), и за него отдувалась драм-машина. При огромном старании музыкантов (как мне показалось, очень хорош гитарист Юрий Михайлов) зажечь и завести публику всё убивал картонный ритм "забитых" ударных и не менее мертвеньких клавишных. Не впечатлил и вокалист Роман Кречетов, довольно неудачно спевший на два голоса кавер уэбберовской "The Phantom Of The Opera".

Следом - самое впечатляющее выступление фестиваля. Extrovert проделали долгий путь из Иркутска, и сам факт приезда сибиряков - из разряда организаторских подвигов. Еще свежи воспоминания о выступлении группы на "ИнПроге" в 2006 году. С тех пор Extrovert в европейскую часть РФ не приезжали, зато перебрался в Москву их вокалист (теперь уже бывший) Борис Голик. Остальные участники команды за ним отнюдь не поспешили и предпочли выступать квартетом. А запел... нынешний барабанщик Extrovert Алексей Баев. Поющих драммеров в истории рок-музыки немного, но найдутся (вспомним Бобби Харрисона из Freedom и SNAFU, Дона Брюэра из Grand Funk, да, в конце концов, тех же Фила Коллинза и Ринго Старра!). Но вряд ли кто-то решался на сочетание непростых вокальных партий с совершенно головоломными, в лучших традициях прог-метала, барабанными рисунками. Публика завороженно следила за музыкантами; восторг рисовался и на лице нашей коллеги из журнала "Fuzz" Екатерины Борисовой. Вот так, надо было приехать из Питера в Архангельск, чтобы открыть для себя группу из Иркутска! Но для этого ведь и существуют фестивали...

Выступавшие следом питерцы Flash ничем не поразили. Их музыку по первому впечатлению можно описать как смесь глэма, лав-метала и панка; у коротышки-вокалиста яркий андрогинный имидж, а его манера пения напоминает прежде всего о Guns N'Roses. Неплохой коллектив, но очень уж на любителя.

Почетное предпредпоследнее место в программе дня занимали хозяева фестиваля Blind Vandal. Каждый, кто слышал группу - в записи или «живьем», знает, чего от нее ожидать. Виртуозный гитарный хард-фьюжн, который напоминает творчество всех знаменитых западных гитаристов сразу и никого в отдельности. Как и всякой команде с гигантским исполнительским стажем, ей немного не хватает какого-то "горения" на сцене, легкой безуминки и отчаянности, стремления перепрыгнуть собственную планку. Blind Vandal все планки давно уже перепрыгнули - регулярно выезжают в турне по Европе и Америке, завоевывали всевозможные награды, гитарист Александр Фирсов был представлен на мастер-классе самому Сатриани...

Ambehr, коллектив, объявленный в программе как ереванский, на деле давно уже обосновался в Москве и завоевал в столице хорошую репутацию. Интересное сочетание трэш-дэта и дум-готики с фольклорными интонациями напомнило полузабытых уже белорусов Vicious Crusade. «Живьем» команда звучит собранно, сухо и уверенно, как и подобает "повернутым" на ретро-жанрах профессионалам. Правда, никакого армянского музыкального колорита расслышать не удалось.
И наконец, хедлайнер первого дня - Валерий Гаина со своим сольным коллективом. Естественно, в зале были фэны "Круиза" старых времен. Но и среди молодой публики явно было немало поклонников Гаины - так, один парень с компакт-диском в руках весь сет пропрыгал у сцены и то и дело порывался вылезти наверх и затоптать какие-нибудь ценные примочки. Но самое удивительное - что публика равно благожелательно воспринимала и хиты вроде "Пилигрима", и сольные песни Гаины, которые, по логике вещей, и знать не знала! Вживую они совершенно органично сочетались с "нетленками".

В концерте Валерия Гаины не было ничего от ностальгического шоу пресыщенного жизнью рок-ветерана. Его энергии могут позавидовать и двадцатилетние; гитарист на сцене был гиперподвижен, ни на секунду не останавливался, "вкусно" и выразительно солировал. Валерий - один из немногих настоящих "гитарных героев" в России: в его игре слышно не великопафосное инструментальное самолюбование, а настоящее выражение себя посредством инструмента. И все эти изгибы, прыжки и падения на колени с гитарой в руках кажутся не отрепетированными, а абсолютно спонтанными, вдохновленными данным конкретным моментом. Впрочем, довольно дифирамбов. Хороший концерт, и точка.

***
Но точка была поставлена лишь в официальной программе первого дня. Нас же ждало продолжение.

По окончании действа всю честную компанию музыкантов, организаторов и журналистов погрузили в автобус-ПАЗик и с шутками и песнями отвезли в клуб "Колесо", вотчину Мезенцева и "Вандалов". Там по традиции проходит afterparty фестиваля. Маленький уютный клубик, украшенный многочисленными номерными знаками автомобилей всех стран и континентов (а Александру привозят и дарят всё новые и новые...), человек на 50—100, не более. Именно постфестивальный джем-сейшн многие считают наиболее интересной частью "Беломор-Буги". А самым ярким его моментом стала, скажем так, попытка вокалиста Heads Or Tales спеть "Child In Time". Помогали ему гитарист Heads Or Tales, басист и барабанщик Extrovert. С куплетами певец кое-как справился, а когда речь дошла до знаменитых верхов, в дело вступил Алексей Баев, безупречно выдавший все высокие ноты, при этом продолжая играть на ударных! Уже ради этого стоило съездить в Архангельск! Оказалось потом, что "Child in Time" входит в регулярную кавер-программу Extrovert, которую те исполняют в иркутских клубах, поэтому материал для Алексея вполне привычный, и всё же... Показанный урок был слишком нагляден.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. КУЗНЕЦЫ, ВАГАНТЫ И ХУДОЖНИКИ

Второй день фестиваля стартовал под знаком фолк-рока. Открыла концерт команда "Гродень" из Московской области, стиль которой можно условно назвать фолк-панк-роком. Музыканты, одетые в оранжевое, сразу ошарашили своей версией фолк-композиции "Диво", сызмальства знакомой мне по версии Azazello. Трактовка "Гродня" была, пожалуй, более пресной, зато перфоманс оживляла клавишница, в начале куплетов бегавшая по сцене с плакатиками, на которых были написаны ключевые фразы песен. Играл "Гродень" довольно мощно и задорно, во многом благодаря звучанию баяна.

Северодвинская команда "Ягода Гало" - по локальным меркам уже маститый, известный коллектив. И вполне заслуженно известный - тонкая, изящная музыка на стыке арт-рока, фолка и авторской песни, заставляющая вспомнить "Калинов Мост" и даже Jethro Tull. Инструментальная палитра тоже интересна: флейта, мандолина, акустическая гитара, бас-гитара, ударные и перкуссия. Одна из песен под конец совершенно неожиданно оказалась... ироничным регги в сопровождении духовой секции. Как говорят знатоки, "Ягода Гало" не замыкается в каком-то одном формате и стиле, и услышанное на "Беломор-Буги" - лишь одно из многочисленных лиц коллектива. Резюмирую: на "Пустые Холмы", и как можно скорее!

Москвичи "Наследие Вагантов" - видные представители, наряду с "Тролль Гнет Ель" и "Дорогой Водана", неформального жанра "пивной фолк". Если проводить параллели с западными группами, то логичнее будет сравнить «Вагантов» с немцами In Extremo (да и всей многочисленной восточногерманской порослью команд, сочетающих волынки с хэви-металом). Российские пивнофолкеры не гонятся за исторической достоверностью и не стремятся разрабатывать какой-то один культурный пласт. Они тащат в свой "плавильный котел" мелодии, сюжеты, звуки отовсюду, а цель одна, и очень простая - заставить публику веселиться и танцевать. Волынки - отлично, электрогитары - еще лучше! А в репертуаре - адаптированная с латыни на русский "Taberna", кавер-версии ямайской "No Woman No Cry" и кубинской "Hasta Siempre", хулительная песня про Джорджа Буша... Впечатляет! Хотя чувствуется, что образ у группы чисто сконструированный и, как шкуры на плечах у "Вагантов", за сценой оказывается сброшен. Кажется, что музыканты могли бы с той же увлеченностью играть хоть "неоклассику", хоть дэт-метал.

Кстати, подлинное украшение команды - не шкуры и не волынки, а барабанщица, миниатюрная обаятельная барышня по имени Вера Першина.

Рязанская команда "ДХ" (она же "Дом художника") - ветераны русского рока, правда, так и не ставшие знаменитыми. Русский рок без "форматности" и нытья, с явным этнически-трансовым колоритом. Представьте себе эдакую смесь "Кино" и "Оле Лукойе". У микрофона - накачанный олд-рокер с гитарой, а рядом с ним - басист, перкуссионист, раскрашенная на восточный манер певица с шаманскими танцами. При этом - вполне осязаемый, неаморфный песенный материал.
А дальше на сцену выскочило тайное оружие архангельской рок-сцены - "Зловещие Кузнецы". Культурный шок, не иначе! Музыканты называют свой стиль freak'n'roll или же "гараж-фрикаделик-бит". На поверку - просто гаражный рок, но с настоящим цирком на сцене, с костюмами и переодеваниями. Каждый из немудреного квартета (две гитары, бас, ударные) шокирует публику по-своему. Бас-гитарист в блэк-металлическом гриме потрясает обшитым мехом (!) инструментом, один гитарист щеголяет в фуражке а-ля Роб Хэлфорд, другой прыгает по сцене в женской ночной рубашке, крутит рукой а-ля Пит Тауншенд; все скачут, как кузнечики, исполняя всевозможные похабные частушки, слова которых «живьем», к счастью, почти не различаются... А в довесок - фрагмент популярной советской песни "И Ленин такой молодой..."
Панк-феерию продолжила команда с романтичным названием "Аборт мозга". По афишам - из Улан-Удэ, хотя успела переехать в Москву (и по дороге потеряла басиста - в нынешнем составе только гитара, ударные и вокал). Лидер группы - певица, которая, как говорят, раньше работала преподавательницей русского языка. "У меня есть для вас много сюрпризов! - сообщила она публике. - Например, листки с моей рожей!" И толпа воодушевленно расхватывала мини-постеры. Вокал ее - чистый плюс женский гроул (с худшими особенностями именно женского рыка - какой-то маломощностью и жалобной высокой хрипотцой). Творчество этой сибирской Кортни Лав посвящено в основном вечно актуальной теме "все мы - стервы". Кому что...

Зато отмороженные "Абортом мозга" уши вдоволь согрелись на выступлении еще одних архангельских самородков "Дни Китая". При чём тут Китай, выяснить не удалось. Певец в костюмчике, трогательно играющий эдакого застенчивого юношу с розой в руках или офисного клерка, сбежавшего в обеденный перерыв на свое первое свидание... Под стать и музыка - мягкий и мелодичный инди-поп-рок (или брит-поп). Ребята явно наслушались Radiohead. Что, наверное, не так уж и скверно.

А на сцене зажигали ведущие телеканала "А1". После вчерашней afterparty ребята как-то стушевались, и первые несколько команд объявлял сам Мезенцев. Однако к середине шоу "альтернативщики" ожили, и в перерывах со сцены снова зазвучали их шуточки-прибауточки.
"А теперь новый конкурс: кто выпьет всю воду через [убрано цензурой], тот получает кеды!" Бррр...

Да и музыка под конец фестиваля пошла вполне в духе конферанса. Сначала - "Сухой закон" из Архангельска, вполне типичная "мазафакерская" команда с рычащим вокалом и сценическими поскакушками. Не лишенная доли юмора - среди песен коллектива были такие шедевры, как "Держись подальше от паразитов" и - под занавес - вещь с текстом "Мой бобр - он недобр, твой бобр добр". (А теперь вообразите это, исполненное рыком-речитативом эдакой прыгающей по сцене тушей, зажавшей микрофон где-то на уровне колен.)

Продолжили тему Stellar из Сыктывкара, которых отличало от коллег разве только присутствие аж двух вокалистов, тоже весьма внушительной комплекции. Ей-богу, не понимаю, в чём великий смысл наличия двух певцов. Видимо, для пущей зрелищности. Манера пения обоих "стелларовцев" была по меркам жанра на удивление мягкой...

Осталось рассказать о финале концерта и выступлении самой популярной команды - "Небо здесь" из Москвы. Формально ансамбль можно причислить к альтернативе. По-настоящему же это - один из немногих наших коллективов, где артисты своим творчеством стремятся достучаться до вечных высоких истин. В этой музыке есть и красота, и сила духа, и отчаяние, поиск, уверенность. И - да, они кришнаиты. Если кого-то это испугает - вас предупреждали. Остальным - горячо рекомендую.

***
Фестиваль завершился, и уже знакомый ПАЗик отвез нас снова в "Колесо" на вечеринку. Снова пир горой, снова джем-сейшн. Героический организатор позволил себе наконец пропустить рюмочку. Делегация байкеров подарила ему номерные знаки. Музыканты веселились и отдыхали. Журналисты обсуждали свежие впечатления. Желающих выйти "поджемить", как накануне, пришлось ждать довольно долго. Уставшие "экстровертовцы" сказали "баста!", и, по сути, настоящего джема не получилось - вместо этого нас сначала радовали тяжелыми кавер-версиями (чуть ли не Duran Duran!) музыканты Stellar, а потом, после долгих уговоров, на сцену вышли ребята из "Наследия вагантов". Мехов и шкур не было - и без этих условностей музыканты выдали куда более ядреный и драйвовый сет, чем на фестивале. Обстановка крохотного уютного клуба для "Вагантов" - более выигрышная, чем большой зал. Тут можно и между столиков ходить с волынкой в руках, продолжая наяривать танцевальные мелодии, всеми способами заставляя народ вставать со своих мест и плясать перед сценой. Под конец танцевали практически все.
Подниматься утром было трудновато, но нужно - через час автобус должен был отвезти всех гостей города на вокзал. Каждому полагался в подарок приз - майка с символикой фестиваля и бутылка "Поморского бальзама".

Сейчас от нее не осталось и четверти. А значит, до следующего "Беломор-Буги" не так уж и долго...

P. S. Спасибо Александру Мезенцеву за приглашение, опеку и всё хорошее; Екатерине Борисовой за добрую компанию на фестивале; Extrovert, Валерию Гаине, группе "Небо здесь" и всем участникам "Беломор-Буги" - за музыку.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.



← вернуться назад

 

Традиционный рок-фестиваль "Беломор-Буги".
Copyright © 2006 - 2016